Очень злой гном
Летающий подвид



Когда читаешь отзывы на "Красную черепаху", постоянно сталкиваешься с тем, что люди пишут о необыкновенной анимационной составляющей, потрясающем рисунке (вспоминая, конечно, другие работы "Гибли"), о "возвращении в детство", высоких эмоциях. "Чудесный мультфильм, - пишут многие - затрагивающий вечные темы".

И я согласна с этим. Но в то же время не согласна. Потому что все это, как мне кажется, не отражает полноты истории.
Потому что это необыкновенно честный и грустный мультфильм, возможно, самый честный и грустный из всех. Его доброта не вызывается специальными сюжетными обстоятельствами. Да и нет там специально призванной и сгущенной доброты. Его печаль не приходит вдруг и на ней не заостряется внимание. Этот мультфильм - о вечности движения, о непрекращающемся шелесте волн о песок, то накатывающих на берег, то отбегающих обратно. И все вокруг человека - это волны, волны бесконечного океана, чудесного и равнодушного мира, которое приносит нам события, хранит, развертывает и запускает сюжеты наших жизней четко, с ласковым равнодушием старого работника кинотеатра, меняющего ленты согласно расписанию.

Звучит не очень, да? Но ведь в этом есть справедливость. И это немного грустная справедливость, которую надо принять, ведь она не отнимает свободы воли. Жизнь, в отличие от фильмов, всю ответственность за повороты перекладывает на человека. Мы решаем, кто нам друг и кто враг; мы решаем, идти ли вперед или остаться; мы выбираем людей и нелюдей; мы мы проживаем отведенное нам время, а потом снова погружаемся в океан, чтобы стать черепахой, в этом мультфильме будто олицетворяющей естественную частицу океана, которая, в отличие от человека, не пытается с ним бороться. Но каждая черепаха рано или поздно сбросит панцирь, чтобы испытать больше счастья и больше горя.



Я понимаю людей, которым "Красная черепаха" показалась скучной.Единственные враги героев - они сами и природа. Но выбирать в противники природу странно: она, как и океан, никогда не будет вредить специально. Поэтому нет остроты повествования.

Герои не разговаривают. Нашему разуму не за что зацепиться, чтобы оценить мысли и поступки, сравнить то, о чем думаю герой, и о чем он говорил. Но в какой-то момент замечаешь, что в твоей голове сами собой возникают монологи и диалоги между персонажами. У каждого человека слова и интонации будут свои. Таким образом, каждый зритель сам выстроит часть картины согласно своему характеру и внутреннему состоянию. Это не новый ход, но реализован он тут невероятно сильно - за счет большого простора внутри картины, ее света и глубины. Естественность природы, ее картинка и звук ничем не загромождены. Ничто не отвлекает, позволяя из возникающего внутреннего разговора с самим собой переносить чувства и слова на героев.

Напоследок хотелось бы отметить: картину лучше смотреть в одиночестве или с людьми, которые не испытывают зудящего желания комментировать все подряд и смешить в напряженные моменты, не в силах справиться с эмоциональным напряжением. Иначе вместо того, чтобы нырнуть в океан, вы только потопчете влажный после схлынувшей волны песок.

@темы: Мультфильмы