Outlander (Викинги). 2008 год
Нашумевший "Аватар" нашумел, на мой взгляд, не столько выдающейся компьютерной графикой, выведенной Кэмероном на новый уровень, но многочисленными острогранными вопросами, кои породили на просторах "этих ваших интернетов" множество споров - от самых Д'Артаньяновских до глубоко тролльих. Одной из самых распространенных тем была тема морали - чем ради чего чем можно жертвовать, и можно ли. И вообще - кто виноват, в конце концов, в разгоревшейся войне?
Фильм, просмотренный мною сегодня, так же можно причислить к фильмам, пытающимся обозначить если не решение вопросов этики, разворачивающейся на фоне взрывов и выпущенных кишок, то хотя бы возможные варианты действий.
Спойлеры и прочая мутотень
В отличии от синекожих инопланетян с Пандоры, мурвены не собирались сидеть и медитировать под защитой мудрой Энвы. У них и Энвы-то не было. У них была своя земля, где они жили в относительном мире с остальной биосферой - может, даже хищники на них находились. Но, как сказал главный герой: "моему племени была нужна новая земля". И безжалостные колонисты устроили жизнь на чужой планете так, как нужно было им. Майлзу Куоритчу не хватило напалма на обитателей луны в системе Альфа Центавра, зато его хватило у кого-то другого. Но у этих людей Джейка Салли не нашлось. Да и мурвены - не самые симпатичные создания, убедить себя истребить их было, думаю, гораздо проще.
Однако если притесняешь кого-то - будь готов к последствиям. Люди жили, застраивали земли, растили детишек и рассказывали им о причудливой флоре. Пока один-единственный выживший мурвен не подгадал момент и не вырезал все небольшое поселение, в то время как сильная половина человечества летала по своим делам. Даже достижения будущего не устоят перед чудовищной силой мести.
Но и на этом цепочка мести не прервалась! Существо пробралось на корабль, в котором выжившие (все выжившие? или только часть?) везли хоронить своих. Как причина - повторный проигрыш чистой животной силе. Корабль падает на другую заселенную планету. В живых остается, в лучших традициях жанра, только один.
И начинается.
Мурвен не просто истребляет людей, волей случая он стравливает горячие племена северных викингов между собой. В конце концов люди, конечно, мирятся и понимают, в чем корень проблемы и кто кого на самом деле первым убил. Происходит это не без помощи главного героя Кайнана. По моему мнению, сценаристы и актер хорошо показали отличие инопланетянина от коренных жителей планеты, а именно - широту взглядов. Да, не солидный багаж знаний, не опыт, а именно его видения мира. Бога нет, но человек не просто творит судьбу, он несет ответственность за свои ошибки - и сам их совершает. От тематики рассуждений за версту веет атеизмом, не говоря уже о конкретном примере слива христианства: когда к огромному светящему красным зверю упорно и не скрываясь идет священник, призывая "Люцифера" сгинуть, то плачевный результат не характеризует приверженность создателей фильма к религиозной составляющей морали.
В фильме сталкиваются три грани: мурвен и ее (его?) отпрыск, желающие мести (и очень, очень голодные); главный герой. который так же желает отомстить и заодно защитить ставшихему родными людей; и наконец викинги - те, кто по сути были случайно втянуты в эту застарелую войну. Кто же все-таки виноват? Люди, желающие жить, желающие растить детей, пить медовуху и радоваться жизни? Главный герой ,на протяжении фильма раскаивающийся в прошлом, но упорно продолжающим курс истребления мурвенов ради будущего? Или мурвены, последние из своего вида, взрослый и детеныш в пещере с трупами жертв? Я думаю, каждый решит для себя, посмотрев "Outlender'а". Это не самый выдающийся фильм, возможно, но посмотреть его стоит. Он более правдив и суров, чем "Аватар" с его мощной позитивной нравственной базой.
Кстати, фильм более чем изобилует детальными сценами с отрезанием частей тела, вываливающейся требухой, разлетающимся мясцом и прочими прелестями боевых будней. Но при этом, все смотрится на диво гармонично и не вызывает приступов недоверия и сомнения в психологическом состоянии режиссера. Так оно, наверное, все на самом деле и есть. Хотя иные сцены очень жестоки, и я не советовала бы держать рядом детей. Девушка, валяющаяся в упрятанных про запас трупах - это вам не дохлая корова на цветущем лугу...
Помимо этого, замечательно создана атмосфера: неяркая природа Германии сочетается с какой-то особым, матово-железным бытом викингов. Камера дает удачные ракурсы (особенно на КРОФФФ), а персонажи радуют глаз: нешаблонная красота дочери вождя, суровые лица опытных бойцов, "морда-просит-кирпича" героя... В общем, смотреть и наслаждаться.
По крайней мере. я так и сделала. Чего и вам желаю!
@музыка:
Шуршит системник
@темы:
Одыквад,
Мы идем к вам,
Фильмы